Изменения в столице за 10 лет покажут н...

Изменения в столице за 10 лет покажут на фотовыставке «Москва. Реальное»

«МОСКОВСКАЯ ГАЗЕТА» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

​Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева открывает выставку фотографий современной архитектуры «Москва. Реальное», которая фиксирует изменения, произошедшие со столицей за последние десять лет, сообщили в пресс-службе Москомархитектуры.

Посетители могут посмотреть на новые здания через объективы камер лучших архитектурных фотографов столицы. Организаторами выступили Москомархитектура и правительство Москвы. Куратор проекта – директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева Елизавета Лихачёва.

«Эта выставка является очень важной для музея. Ему по своей специфике сложнее отслеживать современные архитектурные процессы. В основном учреждение показывает архитектуру прошлого. Но для нас очень важны изменения, которые произошли за последние десять лет в Москве, мне и моим коллегам кажется, что этот процесс на промежуточном этапе необходимо зафиксировать», – сказала Елизавета Лихачёва.

По ее словам, открывающаяся выставка во многом посвящена и подведению итогов, и взгляду в будущее: архитектура снова становится искусством.

«Мне бы хотелось, чтобы те принципы проектирования и планирования, отношение к современной архитектуре, которые утвердились за последнее десятилетие в Москве, не закончились, а продолжились и развивались, потому что архитектура – это среда, в которой мы живем», – добавила Лихачёва.

На выставке представлены работы лучших архитектурных фотографов страны – 34 знаковых здания столицы, построенных в течение последних десяти лет, а также новые объекты, планируемые к открытию.

Отреставрированный Дом Наркомфина, Музей русского импрессионизма, Парк «Зарядье», ГЭС-2, Большая спортивная арена «Лужники» и другие архитектурные шедевры предстанут в монохромных фотографиях 14 фотографов, среди которых: Алексей Народицкий, Ольга Отченашева, Дмитрий Чебаненко, Рустам Шагиморданов, Юрий Пальмин, Михаил Розанов, Илья Иванов, Влад Феоктистов, Даниил Анненков, Дмитрий Чистопрудов, Вадим Щербаков, Дмитрий Яговкин и др. Более половины работ ранее не показывались широкой публике.

Отобранные к выставке проекты отражают тенденции в современной российской архитектуре. Так, например, бизнес-центр «Аквамарин» (SPEECH, 2012. Авторы проекта: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов) – комплекс из четырех корпусов, три из которых формируют квартал на Озерковской набережной.

«Аквамарин» – очень московское здание. Между корпусами прорезана внутриквартальная улица. Подобное решение – типичное для дореволюционных столичных офисных зданий (Деловой двор, Иван Кузнецов, 1911 –1913; Северное страховое общество, Иван Реребрг, 1909 – 1911).

Спаренные колонны на одном из корпусов отсылают к советскому авангарду и пролетарской классике Ивана Фомина (Дом Динамо, 1928 – 1931). А ребристый фасад с крупным оконными проемами – к модернистской пристройке к ЦУМу (С. Никулин, Ю. Омельченко, А. Казаков, 1974).

В 2010-х годах, после многочисленных неудачных попыток, Москва вышла на глобальный архитектурный рынок. Иностранные архитекторы (John McAslan + Partners, Diller Scofidio + Renfro, Herzog & de Meuron, Zaha Hadid Architects, Ренцо Пиано, Рем Колхас, MVRDV, Nikken Sekkei) получили возможность реализовывать свои идеи в городе.

Москва появилась на карте архитектурных столиц мира. Международный конкурс и последующая реализация парка «Зарядье» (Консорциум Diller Scofidio + Renfro, Hargreaves Associates, Citymakers, «ТПО Резерв», Сергей Кузнецов, 2017) – во всех отношениях знаковое событие в истории города. Признак того, что он способен внедрять самые передовые, смелые решения.

Потребуются еще годы для оценки ландшафтных решений, но сам выбор в пользу строительства парка на большой территории в центре столицы вместо коммерческой недвижимости – политический жест, говорящий, что человек – главный ресурс в XXI веке, и комфортная среда его обитания требует инвестиций.

Московское метро – подземный памятник архитектуры, без преувеличения – душа столицы. Больше ни одно метро в мире не обладает столь разнообразной архитектурой высочайшего качества.

Подземка и сегодня остается лабораторией современной архитектуры, где внедряется много эффектных решений. Яркие примеры таких новых станций – «Солнцево», «Терехово», «Переделкино». Но настоящей жемчужиной метро стали «Мнёвники» (Архитектурное бюро Тимура Башкаева, 2021).

Смелый дизайн станции основан на применении нетипичного для московского метро материала – голого архитектурного бетона, окрашенного в красный и черный цвета.

Неотъемлемой частью современной архитектуры, наряду со строительством, является сохранение и редевелопмент существующих построек. Мировое значение имела реставрация шедевра московского конструктивизма – Дома Наркомфина архитектора Моисея Гинзбурга (Архитектурное бюро «Гинзбург Архитектс», 2020). Он сохранил жилую функцию как основную.

В 2021 году после реконструкции здания бывшей электростанции открылся Дом культуры «ГЭС-2» (Renzo Piano Building Workshop). А осенью 2022 года начнется реставрация дома Константина Мельникова.

Череда реставраций и реконструкций, вернувших городу наследие недавней современной архитектуры, однозначно свидетельствуют о прогрессивном начале в актуальной архитектуре.

Москва XXI века – один из самых динамично развивающихся городов мира. Здесь работают ведущие архитекторы, чьи проекты – выдающиеся образцы современной мировой архитектуры. Это парки и музеи, спортивные объекты и образовательные кластеры, деловые кварталы и жилые дома.

Все эти объекты формируют уникальный архитектурный облик столицы. По мнению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, нет сомнений в том, что работа с городом как с архитектурным явлением при правильном подходе поможет развитию архитектуры в целом.

«Ключевая инициатива мэра – создание актуального, нового для Москвы, культурного слоя, который останется в памяти города как самобытная часть его культуры. Столица развивалась циклично, эта «слоистость» создает ее уникальность. Сегодня наша задача − укрепить городскую ткань, формируя функционально разнообразные пространства с новым качеством архитектуры: яркой, резонансной, инженерно-сложной», – отметил Сергей Кузнецов.

За архитектуру выставки отвечает бюро Planet 9. Работы фотохудожников будут представлены в крупных форматах – от одного метра, в скульптурном и графичном дизайне, который отображает, с одной стороны, устремление архитектуры к максимальной визуальной выразительности, с другой – служит наилучшим фоном для смелых экспериментов.