«Делимобиль» отложил IPO на Нью-Йоркско...

«Делимобиль» отложил IPO на Нью-Йоркской и Московской биржах

Компания планировала начать торги депозитарными расписками на Нью-Йоркской бирже 3 ноября. В сервисе сообщили, что решение о переносе принято «из-за рыночных условий». Источник РБК уточнил, что IPO перенесли на начало 2022 года

«МОСКОВСКАЯ ГАЗЕТА» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

Сервис «Делимобиль» решил отложить проведение IPO на Нью-Йоркской бирже, сообщил РБК представитель компании.

«Несмотря на высокий интерес со стороны инвесторов, «Делимобиль» принял решение перенести сроки IPO из-за рыночных условий», — пояснили там.

По словам источника, знакомого с деталями процесса, сроки IPO перенесли на начало 2022 года.

Владелец сервиса «Делимобиль» компания Delimobil Holding S.A. планировала начать торги своими американскими депозитарными расписками на Нью-Йоркской фондовой бирже 3 ноября. Компания также получила одобрение на размещение на Московской бирже (MOEX). Ценовой диапазон был установлен в $10–12 за бумагу. Исходя из него, компания могла привлечь $200–240 млн или $230–276 млн в случае реализации опциона. Организаторами IPO выступили BofA Securities, Citigroup, VTB Capital, Banco Santander, «Ренессанс Капитал», SberCIB, «Тинькофф».

2 ноября «Интерфакс» со ссылкой на источник передал, что книга заявок в рамках IPO «Делимобиля» «переподписана». На следующий день агентство сообщило, что подведение итогов IPO затянулось из-за диалога с «дополнительными» инвесторами, на который нужно больше времени. Об этом «Интерфаксу» сказали два инвестора со ссылкой на информацию организаторов размещения.

До IPO основными акционерами компании Delimobil было несколько структур Винченцо Трани (в сумме владели 68,22%), аффилированная с «ВТБ Капитал» Nevsky Property Finance (13,39%), сооснователи Артем Сергеев (11,13%) и Артур Меликян (4,23%), а также бывший гендиректор Станислав Грошов (3,04%). После IPO структура акционеров выглядит следующим образом: у Винченцо Трани — 50,26%, у Nevsky Property Finance — 9,87%, у Артема Сергеева — 8,2%, у Артура Меликяна — 3,12%, у Станислава Грошова — 2,24%, free float — 26,31%.

В каком состоянии «Делимобиль» подошел к IPO

«Делимобиль» был создан в 2015 году. Сейчас автопарк сервиса превышает 18 тыс. автомобилей в 11 городах России, cреднее количество пользователей в месяц (показатель MAU) сервиса составлял 461 тыс. за девять месяцев 2021 года.

Помимо одноименного каршеринга компания также развивает сервис долгосрочной аренды автомобилей под брендом Anytime Prime, в чьем парке 600 автомобилей. На 30 сентября этого года у «Делимобиль» и Anytime в сумме было 7,1 млн зарегистрированных пользователей.

По данным департамента транспорта Москвы, в столице «Делимобиль» является лидером на рынке по количеству поездок с долей около 44% на август этого года. По данным аналитической компании Frost & Sullivan, на 30 сентября «Делимобиль» опережал основных конкурентов — BelkaCar, «Яндекс.Драйв» и CityDrive — по числу городов присутствия. При этом Frost & Sullivan оценила общий объем целевого рынка для Delimobil в 7,8 трлн руб., или примерно $110 млрд, в 2020 году. Согласно прогнозу, в ближайшие годы этот показатель будет расти в среднем на 7,8% в год и в 2025 году достигнет 11,4 трлн руб.

Компания растет высокими темпами, но пока является убыточной. Так, в 2020 году выручка Delimobil увеличилась на 29% по сравнению с 2019 годом и составила 6,4 млрд. Показатель скорректированной EBITDA равнялся 286 млн руб., тогда как в 2019 году был отрицательным — 1,055 млрд руб. Убыток составил 3,06 млрд руб., что на 14,5% меньше, чем в 2019 году.

По итогам первого полугодия выручка выросла на 120% по сравнению с тем же периодом прошлого года, до 4,9 млрд руб. Скорректированная EBITDA составила 785 млн руб. вместо отрицательной EBITDA в размере 605 млн руб. год назад. Убыток составил 1,07 млрд руб., что на 53% ниже, чем год назад.

В своем проспекте компания указала следующие риски для своего бизнеса:

  • рынок каршеринга пока находится «на относительно ранних стадиях роста», на федеральном уровне в России пока нет правил регулирования подобных сервисов;
  • остается возможность негативного влияния пандемии на бизнес. В частности, в 2020 году компания столкнулась со снижением спроса на свои услуги, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, что было обусловлено переходом сотрудников многих компаний на работу из дома. Кроме того, с 13 апреля по 10 июня прошлого года работа каршерингов в этих городах была запрещена. Если эффект от COVID-19 будет ухудшаться, существует вероятность новых запретов на работу каршерингов, предупредила компания;
  • из-за глобальной нехватки полупроводников в мире существуют проблемы с производством многих моделей автомобилей, что может ограничить способность Delimobil наращивать свой парк машин. Это, в свою очередь, может отрицательно сказаться на доходах. Компания оценивает потенциальные потери в 44 тыс. руб. в месяц за каждый автомобиль, не добавленный в парк из-за задержек или перебоев в поставках;
  • на рынок каршеринга могут выйти новые игроки из числа организаций, у которых есть программы лизинга, такие как Сбербанк и ВТБ, а также международные игроки. Это приведет к усилению конкуренции.